Комиссия по защите прав несовершеннолетних, городская прокуратура, Уполномоченный по правам человека в ПМР: беззаконие в Приднестровье правомочно?

Продолжении истории, рассказанной в заметках о том, как сын паспорт получал и о том, какой мы получили ответ от уполномоченного по правам человека.

Коротко напомню фабулу. Сыну Никите исполнилось 16 лет, и пришло время получать паспорт гражданина ПМР. Процедура получения паспорта затянулась, комиссия по защите прав несовершеннолетних лиц, возглавляемая госпожой Логиновой Т.Г., признала Никиту правонарушителем и взыскала с моего несовершеннолетнего сына штраф. На незаконное решение комиссии я направил жалобу Уполномоченному по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике.

В полученном из аппарата Уполномоченного ответе (письмо от 19 ноября 2010 года – прошу обратить внимание на дату) было сказано, что по моей жалобе проводится разбирательство, и о принятом решении по жалобе мне будет сообщено дополнительно.

И вот прошел целый год, но ответа из аппарата Уполномоченного с информацией о принятом решении я так и не получил.

Хочу напомнить, что в соответствии со статьей 12 Закона ПМР «Об обращениях граждан» срок рассмотрения моего обращения не может превышать двух месяцев. В исключительных случаях этот срок может быть продлен, но не более, чем на один месяц. Итак, максимальный срок принятия решение по моему обращению – три месяца. Но прошел год, а Уполномоченный по правам человека молчит. Что делать? Только одно – обращать в суд с иском к Уполномоченному по правам человека, и это наверняка будет очень весело.

Несколько месяцев назад, задавшись вопросом о причинах столь долгого непринятия решения по моей жалобе, я посетил аппарат Уполномоченного по правам человека, и очень хорошо пообщался с работниками этого государственного органа. Пообщались действительно очень хорошо, и мне показалось, что работники аппарата в сложившейся ситуации находятся на моей стороне.

Как оказалось, мое обращение вызвало большой резонанс в государственной администрации города Тирасполя и паспортном отделе. Как мне рассказали, госпожа Логинова была очень недовольна, и отзывалась о моей жалобе и лично обо мне не слишком лицеприятно. Большую роль в произошедшем скандале сыграло то обстоятельство, что заметки о том, как Никита паспорт получал, разошлись в приднестровском секторе интернета, а также в виде статей были напечатаны в нескольких приднестровских газетах. Эту заметка я тоже буду продвигать в сети, и она, вполне вероятно, тоже будут перепечатана в некоторых оффлайн-изданиях.

В аппарате Уполномоченного мне также рассказали, что благодаря моей жалобе и последующему скандалу в январе был издан специальный совместный приказ Министерства внутренних дел ПМР и Министерства юстиции ПМР, регулирующий порядок прописки несовершеннолетних. Вот он: Приказ от 11 января 2011 г. № 5/6 «Об утверждении и введении в действие «Порядка прописки несовершеннолетних граждан, достигших 16-летнего возраста, на территории Приднестровской Молдавской Республики» — рекомендую ознакомиться всем мамам и папам, детям которых в ближайшее время нужно будет получать паспорт гражданина ПМР.

Задал вопрос: а что вообще делается в аппарате Уполномоченного по моему обращению? Рассказали, что делается много чего – письма с требованием разъяснить ситуацию, принять меры и т.п. ушли в различные органы: в паспортный отдел, в комиссию по защите прав несовершеннолетних, в прокуратуру города Тирасполя. Из некоторых инстанций пришли ответы, мне разрешили снять с них копии.

Вот, например, ответ госпожи Логиновой Т.Г., Председателя комиссии по «защите» прав несовершеннолетних:

Ответ госпожи Логиновой - Председателя комиссии по защите прав несовершеннолетних

А это – письмо прокурора г. Тирасполь:

Письмо прокурора г. Тирасполь

Как видите, оба респондента делают по моей жалобе одинаковые выводы: мой сын Никита был правомочно привлечен к административной ответственности, а постановление Комиссии по защите прав несовершеннолетних вынесено законно.

Итак, что же считают правомочным и законным Председатель комиссии по «защите» прав несовершеннолетних и прокурор города Тирасполя?

Первое. Они считают правомочным и законным привлечь ребенка к ответственности по статье 186 Кодекса ПМР об административных правонарушениях, которая не содержит состава правонарушения («не вовремя оформил паспорт»), за которое Никита был подвергнут штрафу.

Второе. Они считают правомочным и законным привлечь к ответственности несовершеннолетнего при отсутствии каких-либо мер ответственности за такое нарушение. Эти меры ответственности, согласно статье 13 Кодекса ПМР об административных правонарушениях, должны быть установлены «Положением о комиссии по защите прав несовершеннолетних» — однако в этом положении, утвержденном Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики от 23 августа 2006 г. № 457, такие меры отсутствуют.

Третье. Они считают правомочным и законным вынесение и подписание Постановления комиссии по защите прав несовершеннолетних (коллегиального органа!) одним лицом – тогда как в соответствии с частью 6 статьи 268 Кодекса об административных правонарушениях этот документ должен быть подписан председательствующим и секретарем.

Четвертое. Они считают правомочным и законным тот факт, что денежному штрафу был подвергнут несовершеннолетний ребенок, никак не зарабатывающий и не имеющий самостоятельного дохода. Более того, в данном случае мы, родители, являющиеся законными представителями несовершеннолетнего сына, даже не были оповещены о том, что на сына налагается некое взыскание.

Интересная ситуация. Неужели беззаконие в Приднестровье стало «правомочным и законным»?