Оффшоры и Приднестровье или Заглянем в святцы

15 марта 2012 года Постановлением Правительства ПМР «Об оперативных мерах внешнеэкономического регулирования» был установлен 5% сбор от любых перечислений при работе с оффшорными компаниями.

Я уже писал о том, что, согласно Конституции ПМР (статья 70), устанавливать республиканские налоги и сборы — компетенция Верховного Совета ПМР.

В самом Постановлении Правительства, кстати, указано, что оно принято в соответствии с пунктом 3 статьи 98 Конституции Приднестровской Молдавской Республики и подпунктом «м» части первой статьи 14 Конституционного закона «О Правительстве Приднестровской Молдавской республики».

Читаем пункт 3 статьи 98 Конституции ПМР:

Правительство Приднестровской Молдавской Республики на основании закона вправе отменять, вводить новые, а также увеличивать, уменьшать в пределах, установленных действующими законодательными актами, налоги и сборы, связанные с внешнеэкономической деятельностью.

Таким образом, в определенных случаях, Правительство ПМР действительно может вводить новые налоги, связанные с внешнеэкономической деятельностью – но только на основании Закона. Об этом же говорится в пункте «м» части первой статьи 14 Конституционного закона ПМР «О Правительстве Приднестровской Молдавской республики»:

Правительство Приднестровской Молдавской Республики на основании закона отменяет, вводит новые, а также увеличивает, уменьшает в пределах, установленных действующими законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики, налоги и сборы, связанные с внешнеэкономической деятельностью.

И такой закон существует, это Закон ПМР «О внешнеэкономической деятельности». Но ни этим, ни каким-либо другим законом Правительству ПМР не дано право вводить оффшорные сборы.

Кроме того, пунктом «б» части четвертой статьи 2 указанного закона определено, что запрещены любые действия государства, кроме предусмотренных этим Законом, результатом которых является ограничение прав и дискриминация субъектов внешнеэкономической деятельности, а также иностранных субъектов хозяйственной деятельности по формам собственности, местонахождению и иным признакам. А введение оффшорного сбора есть ни что иное, как ограничение права и дискриминация экономических агентов по признаку местонахождения.

Таким образом, введение оффшорного сбора, согласно Закону ПМР «О внешнеэкономической деятельности», — есть действие незаконное, нарушающее основные принципы внешнеэкономической деятельности, установленные этим законом. И статьей 31 указанного закона предусмотрена ответственность Приднестровской Молдавской Республики как государства за нарушение действующего законодательства в области внешнеэкономической деятельности:

Приднестровская Молдавская Республика как государство несет имущественную ответственность в полном объеме перед субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности за все свои действия, противоречащие действующим законам Приднестровской Молдавской Республики.

Приднестровская Молдавская Республика как государство отвечает за действия, указанные в настоящей статье, всем государственным имуществом.

Действия государственных органов и официальных лиц этих органов считаются действиями Приднестровской Молдавской Республики как государства в целом. Государство несет за них ответственность, как указано в настоящей статье.

Любой субъект внешнеэкономической деятельности или иностранный субъект хозяйственной деятельности, права которого были нарушены введением незаконного оффшорного сбора, вправе предъявить вполне обоснованный иск к Приднестровской Молдавской Республике как государству. И, скорее всего, такие иски будут.

Видимо, с целью хоть как-то сгладить сложившуюся ситуацию, Президентом ПМР 28 марта 2012 года был издан Указ «О временном механизме реализации полномочий высшего исполнительного органа государственной власти во внешнеэкономической сфере», предоставляющий Правительству ПМР право ввести временный внешнеэкономический (оффшорный) сбор и устанавливающий пределы такого сбора (что, как мы уже выяснили, прямо запрещено законом).

Интересна преамбула указа:

В соответствии со статьями 59, 65, пунктом 3 статьи 98 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, в целях устранения существующего правового пробела в законодательстве Приднестровской Молдавской Республики, в развитие конституционной нормы о полномочиях Правительства Приднестровской Молдавской Республики на основании закона отменять, вводить новые, а также увеличивать, уменьшать в пределах, установленных действующими законодательными актами, налоги и сборы, связанные с внешнеэкономической деятельностью, а в случае необходимости сокращать и запрещать ввоз, вывоз и транзит продуктов, товаров и имущества с целью регулирования внешней торговли, экономики республики, стабильности отечественного производства и осуществлять любые другие меры в целях развития экономики и государства …

О каком «правовом пробеле» при установлении данного вида сбора может идти речь? Никакого пробела нет, но есть прямое запрещение дискриминации субъектов внешнеэкономической деятельности по признаку их местонахождения.

Если же кто-то считает, что в приднестровском законодательстве есть какие-либо «правовые пробелы», то и устранять такие пробелы необходимо в порядке, предусмотренном Конституцией ПМР и законодательной процедурой. В случае необходимости оперативного принятия законодательных актов (например, с целью срочного устранения «пробелов») Президент ПМР имеет право ввести режим законодательной необходимости, при котором закон принимается в приоритетном первоочередном порядке. Всё просто на самом деле. А затыкание дырок («правовых пробелов») в законодательстве (которых, кстати, в данном случае и нет вовсе) путем издания актов органами исполнительной власти (т.е. подзаконных актов) – действия недопустимые и нарушающие один из основных конституционных принципов – принцип разделения властей и самостоятельности органов власти в пределах своих полномочий.

P.S. Кстати, в статье 65 Конституции ПМР, в соответствии с которой издан Указ Президента ПМР № 216 от 28.03.2012 г., сказано, цитирую:

Указы и распоряжения Президента Приднестровской Молдавской Республики не должны противоречить Конституции и законам Приднестровской Молдавской Республики.

Да, сложная сейчас работа у юристов Министерства юстиции ПМР и Администрации Президента ПМР :)