Евразийская интеграция: Приднестровье сделало свой выбор

Доклад заместителя министра иностранных дел Приднестровья Игоря Шорникова на заседании «Экспертного клуба Интернет-сообщества Приднестровья».

Евросоюз трещит по швам: Греция, Испания, Италия – не могут самостоятельно справиться с экономическими проблемами, Германия не хочет оставаться «дойной коровой» Европы, но стремиться к политическому лидерству, Франция борется с внутриполитическими проблемами на фоне своей военной интервенции в другую страну, Великобритания готовится к референдуму о выходе из ЕС. Независимости хотят Шотландия и Каталония. Тем временем на востоке материка развиваются совсем другие процессы: Россия, Белоруссия и Казахстан демонстрируют высокие показатели взаимной торговли и приступили к строительству Евразийского экономического союза. Огромные природные ресурсы, дешевая и квалифицированная рабочая сила, высокий научный и производственный потенциал трех государств – это серьезная заявка на лидерство в современном мире.

Перспективность нового объединения оценили Киргизия и Таджикистан, Армения и Вьетнам. В Украине и Молдове политическая элита по инерции пока еще стремится к ЕС, но общественное мнение этих стран медленно склоняется в пользу евразийской интеграции. Этот дрейф может продолжаться долго, но ситуацию намерено изменить Приднестровье – маленькое непризнанное государство, находящееся между ними. Президент Приднестровья Евгений Шевчук, победивший на выборах в декабре 2011 года, объявил евразийскую интеграцию национальной идеей. Так он намерен реализовать волю приднестровцев, высказавшихся на референдуме в 2006 году за присоединение к России. Этот курс уже получил поддержку в Москве.

Приднестровье 23-ий год живет в условиях конфликта с Молдовой. В отличие от других стран, борющихся за свою независимость, здесь нет национальных или конфессиональных противоречий. Приднестровцы отстаивают свое право говорить на родном языке, сохранять свою культуру. В Приднестровье три официальных языка – молдавский, русский и украинский. Молдова, считающая Приднестровье своей территорией, настаивает на функционировании только одного – румынского.

В 1992 году Кишинев попытался военной силой разрешить противоречия, лежащие в области естественных человеческих прав, но неудачно. В последнее десятилетие Молдова пытается покончить с фактической независимостью Приднестровья путем экономического давления. В 2006 году эти усилия поддержали ЕС и Украина, но это привело лишь к активизации политики Москвы на приднестровском направлении. В республике проживает порядка 170 тысяч граждан России, допустить ущемления прав своих соотечественников в Москве не могли и оказали Приднестровью финансовую помощь.

У России на Днестре не так много рычагов, поэтому Евросоюз, пользующийся огромным влиянием на правительства Украины и Молдовы, разговаривает с Тирасполем с позиции силы. Сегодня Брюссель вынуждает приднестровских экономических агентов отказаться от перспективных рынков на востоке и вместе с Молдовой включиться в Зону свободной торговли с Евросоюзом. Такой сценарий может положить конец приднестровской независимости уже к концу 2013 года.

Свои надежды Тирасполь, как и прежде, связывает с Россией. Включение в процесс евразийской интеграции разом решает все социально-экономические и гуманитарные проблемы Приднестровья, открывает приемлемый для приднестровцев путь политического урегулирования отношений с Молдовой. Но как это сделать в отсутствии международного признания и общих границ с Россией?

На этот вопрос сейчас пытаются ответить во внешнеполитическом ведомстве Приднестровья. «Реализация наших евразийских устремлений невозможна без содействия России. Для этого необходимо наличие твердой политической воли в Москве, в Минске и Астане. Теперь осталось найти способы ее обеспечить», — так говорят в приднестровском МИДе.

Залогом выживания Приднестровья в течении более чем двух десятилетий была общественная поддержка в других странах. Во время агрессии со стороны Молдовы в 1992 году независимость республики приехали защищать казаки из России и Украины, ветераны локальных войн. В период обострения экономической блокады в 2006 году Приднестровье было поддержано рядом общественных организаций России, Украины, Молдовы. Это позволило Кремлю не церемониться в выборе средств для спасения экономики государства, зажатого в тисках сателлитов Евросоюза. «Если бы Москва допустила ликвидацию Приднестровья, это обернулось бы несоизмеримыми имиджевыми потерями для руководства России», — признавали тогда политологи.

2013 год предъявляет Приднестровью новые вызовы: в течении года республике необходимо найти возможности для открытия привлекательного рынка Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. В ином случае приднестровская промышленность остановится и бюджет республики опустеет.

В Тирасполе больше не надеются на внешнюю помощь и намерены активно действовать. Приднестровцам, похоже, надоело мириться со своей ролью пассивного наблюдателя в большой геополитической игре, быть «разменной картой» в руках крупных международных акторов. «Почему мировое сообщество в лице посредников и наблюдателей переговорного процесса не обращает внимания на волю приднестровского народа? Приднестровцы дважды проводили референдумы, в ходе которых около 97% высказывались за независимость. О какой демократии говорят на Западе, если не признают результатов свободного волеизъявления граждан?», — так говорят представители общественных организаций. А МИД Приднестровья занимается разработкой амбициозных проектов, способных изменить ситуацию во всем регионе. С одним из таких нас познакомили в ходе очередного заседания Экспертного клуба в Тирасполе.

«Евразийский регион Приднестровье» — это сплав западного опыта, реализованного в рамках еврорегионов и Восточного партнерства и различных механизмов «мягкой силы», адаптированных к региональным особенностям. Приднестровские дипломаты не раскрывают деталей, но говорят, что эти проекты уже получили поддержку в российском МИДе и в Госдуме и сейчас проходят экспертизу в московских мозговых центрах. На первом этапе приднестровцы рассчитывают, оседлав актуальную тему евразийской интеграции, внедриться в информационное пространство России, и заручиться тем самым поддержкой в обществе. «В России должны понимать, что Приднестровье – это неотъемлемая часть евразийского пространства, без нас Евразийский союз – немыслим. Тема Приднестровья и тема построения Евразийского союза должны стать в России синонимичными», — считают в приднестровском внешнеполитическом ведомстве. После этого, мобилизовав возможности гражданского общества, приднестровцы рассчитывают перейти к практическим действиям в области экономики: «Нам придется оказывать системное давление на Россию на общественно-информационном и дипломатическом направлениях с тем, чтобы Москва нашла возможности начать процедуру включения Приднестровья в евразийские интеграционные проекты». Если эти процессы удастся запустить, говорят дипломаты, остановить их будет уже невозможно.

Сможет ли маленькое Приднестровье оказывать влияние на огромную Россию? «Сможет», — уверенны в приднестровском МИДе. Российские и приднестровские эксперты не менее категоричны: «Приднестровье – это тест для России, это ее экзамен на имперскость. Судьба Приднестровья определит, достойна ли Россия быть великой державой, сможет ли она возродиться как геополитический игрок в новом качестве, например, в виде Евразийского союза. Помогая Приднестровью, Россия обретает себя. Но если она уйдет с берегов Днестра и бросит на произвол судьбы сотни тысяч своих соотечественников, у нее нет будущего». «Я убежден, что Приднестровье теперь и завтра в Евразийском Союзе будет абсолютно необходимо этим громадным пространствам, многие из которых по сей день еще спят, находятся в состоянии печали, затуманенными представлениями о мире. А Приднестровье в своей четкой, компактной, кристаллической форме, какую оно получило через 22 года после всех бед, является организующим моментом», — заявил недавно известный российский мыслитель Александр Проханов после беседы с главой внешнеполитического ведомства Приднестровья Ниной Штански.

Приднестровцы уже два десятилетия с интересом наблюдают перипетии геополитической борьбы России и Запада, происходящей на их земле. Но в критические моменты именно их воля определяет, как будет реализовываться тот или иной сценарий. Когда-то они, не послушав совета президента СССР Михаила Горбачева, создали свою республику. Тем самым они защитили свои права и удержали Молдавию от объединения с Румынией. Не имея армии и вооружения, они отстояли в войне свою независимость. Вопреки воле российского президента Бориса Ельцина и его западных коллег они не допустили ликвидации российского военного присутствия на Днестре, сохранили незыблемым формат миротворческой операции под эгидой России. Больше десятилетия приднестровцы живут в условиях экономических санкций, но они не намерены отступать от своих целей. Эти люди привыкли добиваться своего. Сегодня у них новая сверхзадача – стать частью Евразийского союза, рождение которого запланировано только к 2015 году.

http://pmr.livejournal.com/9834.html