Про честь, Витгенштейна и приднестровских чиновников

Читаю в «Историческом альманахе Приднестровья» статью о Петре Христиановиче Витгенштейне – историческом персонаже, ставшем популярным в Приднестровье после выхода одноименного коньяка.

Оказывается, отец нашего каменского Витгенштейна, которого звали Христиан Людвиг Казимир, принадлежал к древнему германскому роду. И девизом на гербе Витгенштейнов служила надпись: «Чести своей никому не отдам».

Старший князь Витгенштейн в период Семилетней войны воевал, естественно, против России. Потом был взят русскими в плен, и… опсс, во время царствования императрицы Елизаветы I Петровны поступает на русскую службу, и обращает оружие на своих родичей. Дослужился до генерал-лейтенанта. Девизом своим гордился.

Странное представление о чести.

Помню, не так давно в Фейсбуке один из местных чиновников на неудобный вопрос не ответил, но написал примерно следующее: мол, слишком много чести на такие вопросы отвечать.

Тоже очень странно. Во-первых, чиновник, посаженный на свое место президентом, вовсе не «хрен с бугра», а государственный служащий. И служит он своему народу, людям. И люди эти имеют право задавать вопросы, а чиновники должны отвечать на эти вопросы, какими бы неудобными они не были.

Ну, и, во-вторых, вернемся к теме заметке. О чести. Господин чиновник, обращаясь к вам, хотел бы отметить, что чести много или мало не бывает. Честь – она или есть, или её нет. Как и совесть, кстати говоря.