Приднестровье как экономический форпост России

Российский союз пенсионеров и предпринимателей (РСПП) совместно с украинскими, приднестровскими, молдавскими организациями предлагает Проект реинтеграции Украины, Приднестровья (ПМР) и Молдовы путем создания Международной Особой Экономической Зоны (МОЭЗ) «Приднестровье», в которую вошли бы Молдова, ПМР и Одесская обл. (Украина).

Участием в строительстве Воздушно-транспортного коридора «Китай-ЕС» Кишиневский, Тираспольский, Одесский аэропорты, могут быть связанны в один хаб с соответствующей логистической структурой, сочетая свою работу с работой морских портов «Одесский», «Ильичевский», «Южный» и речных портов «Измаил», «Рени», представлять международный интермодальный логистический центр, который будет использоваться в качестве трансконтинентального транспортно-экспедиционного узла, соединяющего Восточную и Юго-Восточную Азию с Европой.

Приднестровье как экономический форпост России

Таможенный режим на МОЭЗ «Приднестровье» сочетает как стандарты Таможенного Союза, так и стандарты Европейского Союза, что создает уникальную возможность беспошлинного обмена товарами на контролируемой Россией территории (остальная Молдова и Украина «закрыты» и не превращаются в «черную дыру», способную европейскими товарами и ценами расстраивать рынок Таможенного Союза).

МОЭЗ «Приднестровье» — перспективы и структура:

Создание МОЭЗ «Приднестровье» вдоль трассы «Кишинев – Тирасполь – Одесса» эксперты обосновывают выгодным географическим положением Приднестровья, его близким расположением к черноморским портам, а также возможной перспективой создания в Тирасполе с участием России крупного транспортного грузового аэроузла, который работал бы в одной связке с аэропортами Одессы и Кишинёва, представляя интерес, как для Востока, так и для Запада.

Таким образом, МОЭЗ «Приднестровье» в составе Кишинев-Тирасполь-Одесса вполне можно оформить как еврорегион «Приднестровье». Та же переговорная группа по урегулированию Приднестровского конфликта в формате «5+2» (Молдова, Приднестровье, Россия, Украина, ОБСЕ; наблюдатели США и Европейский Союз) на одном из своих заседаний может рассмотреть план экономической интеграции Региона. В этом случае проблема из политической плоскости перейдет в более безопасную – экономическую. В качестве наблюдателя также можно привлечь Китай, который через своих представителей из Министерства Коммерции уже выразил заинтересованность в участии в подобных инвестиционных проектах.

Правовые основы функционирования МОЭЗ могут определяться Положением «О Международной Особой Экономической Зоне “Кишинев–Тирасполь-Одесса”, подписанном руководством Республики Молдова, ПМР, Украины, России, в рамках еврорегиона «Приднестровье», и согласованным с Таможенным Союзом и Европейским Союзом.

Составные части (внутренние экономические зоны) МОЭЗ «Приднестровье»: пассажирский международный аэропорт «Кишинев», грузовой аэропорт «Тирасполь», грузо-пассажирский аэропорт «Одесса», Индустриальная зона вдоль автомобильной и железнодорожной трассы «Кишинев-Бендеры-Тирасполь-Одесса», морские порты Одесса-Ильичевск-Южный, Пилотная туристическая зона «Днестр».

Кишинев.

Международный аэропорт «Кишинев» (МАК) сдан в концессию сроком на 49 лет частному инвестору.

Инвестор обязан вложить до 200 млн евро, обязан соблюсти несколько базовых условий: реконструировать взлетно-посадочную полосу, построить современные пассажирский и грузовой терминалы, а также соорудить отель и многоуровневую парковку.

Сегодня в МАК работают три национальных и 12 иностранных перевозчиков, которые обслуживают 22 евроазиатских направления. Самыми популярными в 2012 году были рейсы в Москву (более 25%), Стамбул, Верону, Мюнхен, Бухарест, Рим и Милан. При этом наибольший рост продемонстрировали направления на Верону (+61,8%), Бухарест (+43,5%), Париж (+37,6%), Стамбул (+37,5%), Киев (+30,9%) и Москву (+16%). Азиатское направление (в том числе и «китайское») пока отсутствует.

План модернизации аэропорта МАК рассчитан на период до 2015/16 годов, в финансовом выражении составляет 52 млн евро. Из них, в частности, реконструкция взлетно-посадочной полосы – 13 млн, существующего пассажирского терминала – 5 млн, вспомогательных объектов и инженерных коммуникаций – 14 млн. Вместе с тем, данный план модернизации является лишь первым этапом большого Мастер-плана развития предприятия, разработанного в 2010 году немецкой компанией Hochtief Air-Port GmbH на основании соглашения между аэропортом Кишинева и Европейским Банком Реконструкции и Развития.

Так, Мастер-план разбит на три этапа. Второй планируется к завершению в 2025 году, третий – в 2030-м. Если вспомнить пять базовых объектов аэропорта, упомянутых в начале статьи в качества требований к инвестору, то, к примеру, ВПП потребует еще 6 млн евро в ходе работ второго этапа, к концу которого она должна соответствовать всем новейшим требованиям. Новый пассажирский терминал должен быть построен и функционировать к 2025 году (49 млн), к 2030 году произойдет его расширение (еще 30 млн).

Сооружение многоэтажной автопарковки потребует на всех трех этапах 10,5 млн евро. В целом же, второй этап, в ходе которого осуществляется строительство новых объектов, станет самым дорогостоящим (90 млн евро). Третий этап обойдется инвестору 57 млн, из которых 30 млн займет упомянутое расширение нового пассажирского терминала.

Тирасполь.

Военный аэродром «Тирасполь» в настоящее время контролируется Министерством Обороны Российской Федерации, но может быть передан на баланс г. Тирасполю, который, в свою очередь, может передать аэродром в концессию на 49 лет лет частному инвестору. Следует заметить, что в СНГ сданы в концессию 70% аэропортов, в Европе – около 30%».

Условия для инвестора: реконструкция взлетно-посадочной полосы (2500х47 м, бетон) – 13 млн. евро, строительство грузового терминала и подъездных путей – 5 млн. евро, строительство вспомогательных объектов и инженерных коммуникаций – 14 млн. евро, закупка современного навигационного оборудования (например, комплект оборудования ILS/DME, обеспечивающий посадку самолёта в условиях видимости до 400 м) — 1,5 млн. евро. Итого: сумма инвестиций в аэропорт «Тирасполь» составит до 34 млн. евро.

Индустриальная зона.

Имеющийся потенциал позволяет выпускать широкую номенклатуру готовой продукции, прежде всего текстильных, швейных и кожевенно-обувных изделий, продовольственных товаров, химической, нефтехимической и фармацевтической продукции, строительных материалов, а также электротехнической, телекоммуникационной и машиностроительной продукции.

Территорию производственного комплекса можно разместить на площади 500 га вблизи г. Кишинева, г. Тирасполя, г. Одессы. Согласно разработанному плану застройки, для размещения промышленных предприятий территория ОЭЗ будет разделена на несколько кластеров площадью от 6,5 до 250 га, на которых возможно создание до 100 предприятий различной мощности и масштабов.

При этом, предпринимаемые вовремя организационные меры позволят начать реализацию ряда инвестиционных проектов на общую сумму до 900 млн. долл. США, и далее, к довести количество осуществляемых проектов до 100 общей стоимостью 5 млрд. долл. США.

Срок функционирования МОЭЗ “Кишинев – Тирасполь-Одесса” составит 30 лет с возможностью последующего продления. В течение этого периода здесь будет действовать особый таможенный, валютный и налоговый режимы, упрощенный порядок въезда, пребывания и выезда, а также получения разрешения на осуществление трудовой деятельности гражданами-нерезидентами Молдовы, Приднестровья, Украины, России.

Согласно Положению координация и оперативное управление деятельностью МОЭЗ будет осуществляться административным советом, создаваемым из представителей государственных органов, и дирекцией зоны.

Административный совет МОЭЗ по согласованию с Кабинетом Министров Республики Молдова, Кабинетом Министров Приднестровской Молдавской Республики, Кабинетом Министров Украины и Кабинетом Министров Российской Федерации может отобрать в качестве дирекции международно-признанную управляющую компанию для передачи ей на договорной основе прав по управлению зоной.

МОЭЗ будет иметь самостоятельный бюджет, формируемый за счет доходов от оказания услуг и других поступлений в соответствии с действующим законодательством стран-участниц Проекта, а также части поступлений за сдачу в аренду земли, зданий и сооружений. В пределах бюджета может быть создан Фонд развития МОЭЗ, используемый для развития инфраструктуры и повышения эффективности функционирования зоны.

Зарегистрированные хозяйствующие субъекты будут освобождены от уплаты земельного налога, налога на имущество, прибыль, благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, единого налогового платежа (для малых предприятий), обязательных отчислений в Республиканские дорожные фонды от 7 до 15 лет в зависимости от объема внесенных прямых инвестиций:
— от 3 млн. евро до 10 млн. евро — на 7 лет;
— от 10 млн. евро до 30 млн. евро – на 10 лет, со снижением в последующие 5 лет установленных ставок налога на прибыль и единого налогового платежа на 50%;
— свыше 30 млн. евро — на 15 лет, со снижением в последующие 10 лет установленных ставок налога на прибыль и единого налогового платежа на 50%.

Также, зарегистрированные предприятия освобождаются от уплаты таможенных платежей (кроме сбора за таможенное оформление) на завозимое оборудование, сырье, материалы и комплектующие изделия для производства продукции на экспорт на весь период деятельности МОЭЗ. За сырье, материалы и комплектующие изделия, завозимые для производства продукции, реализованной на внутреннем рынке Молдовы, ПМР, Украины и РФ, таможенные платежи взимаются в размере 50 процентов от установленных ставок (за исключением сборов за таможенное оформление) с предоставлением отсрочки их уплаты сроком до 180 дней.

Хозяйствующим субъектам, зарегистрированным в МОЭЗ, будут предоставлены земельные участки на условиях аренды.

Зарегистрированные компании смогут осуществлять в пределах МОЭЗ расчеты и платежи в иностранной валюте, оплачивать в СКВ поставку товаров, работ и услуг со стороны других хозсубъектов-резидентов Молдовы, ПМР, Украины, России, использовать удобные для них условия и формы оплаты и расчетов за экспортируемые и импортируемые товары.

Внутри территории МОЭЗ будут проложены новые и модернизированы старые железнодорожные пути, а также построена четырехполосная автомобильная дорога между Кишиневом, Тирасполем и Одессой, с пошаговым доступом к производственным объектам.

На строительство дополнительных внутренних транспортных путей, электроподстанций, ограждения МОЭЗ, небольших гостиниц необходимо более 45 млн. долл. США.

Морские порты Одесса-Ильичевск-Южный.

Функционирование морских портов, как и в советские времена, будет направлено на обслуживание всего экономического блока, в данном случае Таможенного Союза.

Пилотная туристическая зона «Днестр».

Превратить Днестр в реку мира поможет строительство особой туристическо-оздоровительной зоны от молдавского города Сороки до украинского города Белгород-Днестровский и поселка Затока (на берегу Черного моря).

Экономические форпосты России