Приднестровье: не сотвори себе кумира

Вторая заповедь Закона Божьего человекам, из суммы которых как раз и состоит народ — источник власти, гласит: «Не сотвори себе кумира». Выбирая один из окружающих нас объектов в качестве кумира, мы перестаём критично относиться к нему, к его деяниям. Тем самым создаём избыточные проблемы и самим себе, уповая на чью-то особую роль в реализации наших желаний, и самому кумиру, возлагая на него неподъёмную ношу, которая в итоге мешает ему двигаться к ранее заявленной цели. Мы зачастую ждём от наших кумиров (не только в политике) того, чем они вообще-то и не обладают, о чём ещё, вероятно, и не задумывались. Становимся хамовитыми иждивенцами на прицепе у лидера, полагая его обязанным выполнять по отношению к нам патерналистскую функцию. А ему, с учётом внушительного комплекса одновременно решаемых разновекторных и разноскоростных задач, гораздо нужнее не подслеповатое обожание толпы радующегося плебса, а периодическая подпитка его же новыми силами, которые вполне возможны у тех его сограждан, кто объективно критичен и созидательно настроен.

Выборность и подотчётность власти — одна из необходимых сторон процесса выстраивания безопасного и комфортного для людей общества. Но этих сторон очень много. К их числу нужно относить целенаправленное формирование таких личностей, которые обладают и правовой, и экономической, и политической, и общей культурой. На настоящий момент у нас в этом отношении делается крайне недостаточно. Процесс образования из плебса, из общей массовки общественно полезных Личностей, Граждан идёт скорее даже к отрицательной величине, сколь ни хвалили бы себя люди, отвечающие за этот процесс. Причин тому много, каждый назовёт какие-то свои, наиболее ему наглядные.

Механизм реально работающего местного самоуправления, наряду с прочими вероятными пользами, вполне может стать и инструментом (полигоном, лабораторией, тренажёром, площадкой — кому какое определение больше по душе) взращивания таких личностей, которые со временем смогут стать эффективной опорой лидерам, избираемым народом.

Лидерам — именно во множественном числе. Потому как если лидер оказывается только один-единственный, без второго и третьего эшелонов, без поддерживающих его флангов, да ещё и оказывается в крайне неблагодарной роли кумира толпы или её активной части, это становится очень опасным для общества в целом, для его способностей противостоять реальным опасностям и козням «друзей»-соседей. У них может возникнуть соблазн простого обезглавливания общества, сотворившего себе кумира.

А этап культа личности только одного кумира мы ведь уже проходили, если кто запамятовал. До сих пор спорят о роли той Личности.

Надо бы нам всем на современном этапе заново, с участием нового поколения активных сограждан, взвешенно, без политических пристрастий подумать над тем, как, кем, почему, в каких целях был создан тот культ? Был ли культ неизбежен? Каков был механизм появления и функционирования культа? Кто им воспользовался не в декларированных целях и почему это стало возможным? Что культ дал обществу положительного и отрицательного? Надо ли от него теперь нам усиленно предохраняться или к нему следует стремиться? Не создаёт ли наше, носящее пропагандистскую направленность, вполне искреннее и честное усердие, излишне благоприятных условий для формирования того самого явления сотворения кумира, которое принесёт результат, обратный желаемому? Не выполняем ли мы в отношении самих себя ту «интересную» работу, которую пока так и не сумели выполнить наши заклятые «друзья»-соседи?

Можно очень по-разному относиться к заповедям Закона Божьего, к религиям, к различным конфессиям, к прежним негативным и позитивным опытам общественного развития.

Можно, как писал Есенин, «задрав штаны, бежать за комсомолом…» Можно, как у Высоцкого, «ни во что не верить, даже в чёрта на зло всем». Каждыйвыбирает по себе…

Но во все времена, во всех ситуациях, всем людям разумным (верю, что иные здесь не ходят) полезно, думается, соотносить чужие, набитые уже ранее шишки, с собственными возможностями и перспективами, со своим местом и временем, с собственной частью тела, которая нужна не только для того, чтобы ею есть, шишки на ней коллекционировать или шапку носить.

Источник: в экспертном клубе интернет-сообщества Приднестровья